Жёны-мироносицы XIX-XX веков

Так называлась первая встреча о духовном наследии игуменьи Екатерины (графини Евгении Борисовны Ефимовской). Она прошла 15 января в воскресной школе Троицкого храма.

Это общение состоялось благодаря магистру богословия из Екатеринбурга Евгении Георгиевне Парфеновой, написавшей магистерскую работу на эту тему и приехавшей в Томск, чтобы рассказать об этой выдающейся женщине.

Встреча прошла по благословению настоятеля Троицкого храма отца Святослава Зулина и в его присутствии. Тему разговора предложила инициативная группа Свято-Елизаветинского православного братства.

В наши дни, как и в ХIХ веке, остро ощущается необходимость участия женщин в церковной жизни: в социальном служении, миссии, просвещении

Тогда, как и сегодня, отсутствовала институционально закрепленная форма женского церковного служения, кроме монашеского пострига. Поэтому возникла потребность в возрождении древнего чина диаконисс.

Попытки практического возрождения этого служения и его теоретического обоснования предпринимались в ХIХ веке архимандритом Макарием Глухаревым в Алтайской миссии, священником Александром Гумилевским на приходе храма Рождества Христова в Санкт-Петербурге, митрополитом Филаретом Дроздовым.

Обсуждался этот вопрос и на страницах церковной прессы. Но во всех случаях, при имеющемся положительном отклике общественности, не было получено официального церковного одобрения представленных проектов и предложений.

Религиозная и социальная активность женщин к концу ХIХ века возросла. Поэтому игуменья Екатерина возлагала большие надежды на живой отклик женщин.

Став диакониссами и получив соответствующую богословскую и медицинскую подготовку, они могли бы послужить русскому народу делами милосердия и христианским просвещением. Не дождавшись официального разрешения, Екатерина начала действовать.

В результате деятельность игуменьи Екатерины и Леснинского монастыря имели неоценимое значение для духовного и социального развития Холмского края. Она стала примером бескорыстного служения народу.

Вдохновенная жизнь сестер монастыря, образованность способствовали рождению еще пяти женских обителей в Холмском крае по примеру Леснинской – с едиными подходами к устроению их деятельности.

Игуменья Екатерина создала в Русской церкви прецедент первого деятельного монастыря с масштабной просветительской и воспитательной деятельностью. Это позволило укрепить и распространить православие в традиционно униатском Холмском крае.

Закончилась открытая встреча вопросами слушавших и ответами Евгении Георгиевны Парфеновой. За чаем продолжился разговор о женском служении в церкви. Надо заметить в скобках, что это были в основном женщины. Открытые, неравнодушные, активные, готовые служить Христу и Церкви.

(71)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *