Скажите, батюшка…

Братья и сестры!

Здесь можно задать все интересующие вас вопросы.


Ответы на вопросы, которые вас, наверняка, заинтересуют

 

Николай

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, принимаете ли сертификаты о прохождении курсов для крестных онлайн? От воскресной школы ( voskresnaya.ru). За ранее спасибо.

Отвечает настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин.

Здравствуйте, Николай! Да, принимаем.

 

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, почему лжицу опускают в спирт, и почему некоторые служащие в церкви носят маски на лицах?

Галина

Отвечает настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин.

Здравствуйте, Галина!

Согласно инструкции, утверждённой решением Священного Синода от 17 марта 2020 года (журнал №30) в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, и благословением митрополита Томского и Асиновского Ростислава к исполнению означенной инструкции по мере ухудшения эпидемиологической обстановки в Томске, все приходские церкви и монастырские обители должны соблюдать определённые меры безопасности.

Относительно Причащения Святых Христовых Таин пункт 1 предписывает: «Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий, – преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем её в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов».

Также, наверняка, Вы обратили внимание, что причастнику после принятия Святых Христовых Таин теперь не подаётся Чаша на целование, что также имеет основанием предписание Инструкции, где пункт 5 гласит: «Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши».

Если Вы присутствовали на Богослужении, на котором совершается помазание освящённым елеем, то не могли не обратить внимание, что помазание теперь совершается индивидуальными ватными палочками, в отношении которых также имеется предписание Инструкции (пункт 10).

Думаю, Вы обратили внимание и на то, что, испрашивая священническое благословение, многие склоняют голову ниже к сложенным рукам, поскольку согласно Инструкции священник должен воздерживаться от преподания своей благословляющей десницы для целования – батюшка лишь коснётся Вашей головы (пункт 11).

Ношение медицинских масок на лице в местах скопления людей также является теперь «суровой» необходимостью. На входе в храм Вы наверняка могли видеть объявление, оповещающее о необходимости соблюдать масочных режим. Всегда приятно видеть послушных прихожан, однако не мало и тех, кто по каким-то причинам не исполняют предписаний. В этом случае священник сам должен подать им пример и надеть на свое лицо маску, особенно, когда заведомо известно, что дистанция в общении будет меньше положенных полутораметров, например, в Таинстве исповеди.

Конечно, все мы устали от этого затянувшегося коронавирусного бремени, но надо понимать, что всё совершается по всеблагой воли Божией. Господь по недоведомому нам Промыслу Своему проявляет заботу о каждом из нас, попуская те или иные тяготы. И только уготовив себя в смирении, кротости и послушании можно претерпеть всё и спастись!

Елена М.

Отец Святослав, здравствуйте!
Благословите!
Мы с мужем хотели задать этот вопрос в воскресенье, после Литургии, но не смогли дождаться Вас за неимением времени, к сожалению. Лично поговорить, конечно, было бы лучше.
Вопрос вот в чём: во время Литургии, когда поётся «Тебе поем…» стал звякать колокольчик. Сначала подумали , может, дети задели звонницу . Когда в следующее воскресенье это опять повторилось, приходят мысли , что это уже закономерность. Я всегда вздрагиваю, когда он звякает. Сбивается молитвенный настрой. А Вы же знаете, как трудно его сохранить. Это самый трогательный момент Литургии , когда всеми чувствами, всеми мыслями, всем существом пытаешься стремиться к Господу. Это нелегко, в этот момент пытаешься ни на что и ни на кого не отвлекаться. И тут этот колокольчик. Честно говоря, аж до слёз … такая волна возмущения внутри…
Понятно, что я грешная, и много надо работать над собой, но ничего не могу поделать, сильно сбиваюсь и расстраиваюсь потом.
Очень большая просьба к Вам разобраться, кто и зачем звякает. Это очень отвлекает от молитвы.
После Литургии сказала об этом мужу, и у него те же чувства. Поэтому и хотели дождаться Вас и сразу спросить. Но, не получилось. Поэтому решили написать.
Раз уж пишу, хочу выразить Вам огромную благодарность за то, что Пасха Христова у нас в этом году была! Была, не смотря на многочисленные преграды. Мы этого никогда не забудем! И будем Вам благодарны за подаренную нам Пасхальную радость!
С уважением Елена М.

Ответ настоятеля прихода Свято-Троицкого храма протоиерея Святослава Зулина.

Дорогие мои прихожане, Елена с супругом, здравствуйте!
Бог да благословит вас! Пасхальная радость, которую мы с вами испытали на нынешней Пасхальной службе – бесценный дар Божий. И я очень рад, что Господь так всё милостивно устроил для нас в это нелёгкое время отчуждения, связанного с боязнью заражения коронавирусом!
Отвечаю на ваш вопрос. Колокола – голос церкви! Они призваны созывать людей на богослужение, а по окончании его – оглашать простор о свершившейся службе Божией, о снизошедшей благодати на всех – и молящихся в храме, и по каким-то причинам не пришедшим в храм. Но также колокола говорят, предупреждают нас о важнейших моментах богослужения: чтении Евангелия, начале и завершении Евхаристии, необходимости земных поклонах в ответственные моменты богослужения, например, на Литургии Преждеосвященных Даров. И в этом случае звон колокола не прерывает, а дополняет, направляет наше молитвенное воздыхание.
Тот колокольчик, который вы стали слышать теперь, с праздника Святой Троицы, стал оповещать нас о необходимости встать на колени. Вспомните преподобного Серафима Саровского и многих других подвижников веры, употреблявших частые земные поклоны для усугубления моления. На Божественной литургии, когда хор поёт «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш» совершается самое важное действо – хлеб и вино преосуществляется в Тело и Кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это вершина Литургии – на престоле восседает Царь Славы и Господь Господствующих! Все священники, все пономари и послушники в алтаре, а также все присутствующие в храме повергаются ниц – совершают земной поклон в честь безмерной любви и благодарения Богу (Евхаристия в переводе с греческого – благодарение). Это – как если бы мы смогли представить себя на важнейшем приёме у царя: собралось много приглашённых, все в ожидании, и вот входит он – государь, все склоняются в великом почтении перед ним. Это появление царя неизменно сопровождается возгласом глашатая «Его Величество…» и ударом жезла об пол. В храме же появление Царя на престоле оповещается голосом церкви – колоколами!
В православных храмах пространство алтаря отделено иконостасом, Царские Врата которого в основном закрыты (открыты только в период Пасхи, или если служит архиерей, или протоиерей, имеющий награду служения с отверстыми Вратами до «Отче наш…»). За возвышающимся иконостасом молящимся в храме невозможно увидеть поклонение всех в алтаре, чтобы последовать за ними. Поэтому оповещающим голосом служит колокольчик. В традиции Троицкого храма этого НИКОГДА не было. Но это важно! Важно чтобы вся церковь «едиными усты и единым сердцем» поклонилась и поблагодарила Бога. Лучшее благодарение – это почтение, а почтение наивысшим образом выражается поклонением! В традиции Троицкого храма было – открыть дьяконскую дверь пономарю и крикнуть: «Встаньте на колени» – так вы, если были на Литургии Преждеосвященных Даров, могли слышать.
В других центральных храмах нашего города это оповещение на Евхаристии совершает звонарь на колокольне – благовест, начинается от слов: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу…», и бывает до пения: «Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу…» – вообще, всё время Евхаристического канона, представляете, после чего бывает короткий трезвон! Но для этого надо кому-то чётко координировать эти действия: дать знать звонарю по телефону, например, начало и конец Евхаристии. Я же строжайшим образом запретил использование телефонов как в алтаре, так и в храме. Любой, совершающий телефонное оповещение вынужден будет серьёзно отвлечься. Куда проще просто дёрнуть верёвочку колокольчика в алтаре. Да и звонит-то наш колокольчик настолько смиренно-кротко, всего однажды в начале поклонения и однажды в завершении, что у меня было стойкое убеждение – далеко не все в храме его слышат. Была мысль установить звон трижды в начале поклонения и дважды в завершении, но, когда вы сообщили мне о том, что вздрагиваете, отвлекаетесь от моления и не можете понять, что происходит, я решаю оставить это робкое одиночное звучание. Простите! Не отвлекайтесь, а перенаправляйте свои моления на Господа Иисуса Христа, воссевшего на престоле Пречистым Телом Своим и Честною Кровью Своею – поклонитесь и поблагодарите Его в этот ВеликийДар в самый важный момент богослужения!

Елена

Здравствуйте!
Всегда считала себя крещеным человеком. Но оказалось, что погруженная. В 1962 году прабабушка отнесла меня к своей родственнице Марии Михайловне, по семейному преданию после того, как овдовела, ставшей монахиней, а потом иеромонахиней. Как это возможно было в советское время, мне не ведомо. Мария Михайловна и моя прабабушка окрестили меня на дому.
Крещена ли я по-настоящему в глазах Церкви или обряд крещения нужно совершить заново и правильно?

Отвечает настоятель прихода Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин.

Здравствуйте, Елена!
Женщин иеромонахинь, как Вы написали – неких монахинь в священном сане – не существует. Однако в годы советской власти – времени государственного атеизма, когда многие храмы были закрыты и разрушены, когда многие священники были расстреляны или заточены в тюрьмы – народ Божий испытывал настоящий духовный голод. Люди не могли в полной мере удовлетворить свои духовные потребности в тех немногих действующих храмах, в которых служило немногое число священнослужителей. Всё-таки в массе своей народ наш сохранял веру в Бога, стремился хоть и тайно, но креститься, исповедоваться, причаститься, а при последнем расставании родственники искали возможность отпеть усопшего если не очно, то хотя бы заочно.
Вот и существовали в различных местностях нашей необъятной Родины такие глубоко верующие и истово молившиеся православные христиане-миряне, которые были «за священника»: они и крестили, и отпевали… Немалое число их были женского пола – инокини, псаломщицы или просто верующие, но знающие Библию, Минеи, Жития святых, владеющие церковно-славянской грамотой. Крещение, проводимое ими называлось «погружением», поскольку они не могли совершить Таинство, могли лишь прочесть некоторые важные молитвы и погрузить (окунуть) в воду с произнесением основной крещальной формулы: «Крещается раб Божий (Раба Божия) … имя … во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». Такое погружение считалось действенным с формулировкой «страха ради смертнаго», т.е. если вдруг случилась кончина этого погружённого человека, он имел право быть отпетым в Церкви и за него можно было помолиться, возжечь свечу.
Обыкновенно такие глубоко верующие миряне – совершители погружения – имели благословение священническое на свою такую деятельность. Потому до недавнего времени существовало правило, что священники, при обращении погружённых в храм с желанием креститься, уже в купель не погружали, а миропомазывали и завершали обряд крещения воцерковлением. Однако с прекращением тех советских времён (уже как 30 лет!) и повсеместным открытием храмов с рукоположением всё большего числа священнослужителей, необходимость тех мирян «за священников» отпала. Если где-то ещё и встречаются подобные совершители погружения, то особого благословения на свои «священнодействия» они уже не имеют – за ненадобностью. Следовательно, нельзя быть уверенным в том, что та самая основная крещальная формула могла быть произнесена ими верно. Поэтому в наше время всех погружённых, изъявивших желание креститься, проводят через весь обряд крещения полностью! Таинство крещения не может быть нарушено. Более того, теперь над умершими погружёнными, которые за всё это время так и не нашли возможности креститься в храме, не может быть совершено отпевание!
Дорогая Елена, призываю Вас обязательно, безотлагательно, как можно скорее прийти в храм для принятия Таинства крещения, которое будет полноценным и правильным. В чем да поможет Вам Бог и Матерь Божия!

 

Мария

Добрый день!
Подскажите пожалуйста, можно ли посещать службы или в связи с обращением Патриарха стоит воздержаться?
И второй вопрос про Настоятеля Андрея Турова, его перевили служить в другой приход?
За ранее Благодарю!

Настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин отвечает:
Добрый день, Мария ! Постараюсь ответить на Ваши вопросы максимально корректно.

1.
Все трепещут от страха перед угрозой заболеть, все боятся вируса, которого даже не видно. Хотя жертвы этого вируса с точки зрения медицинской статистики не такие уж и большие. Многие другие болезни, к которым мы привыкли, уносят не меньше жизни, и охватывают не меньшее количество людей. И когда смотришь на эту ситуацию, то испытываешь какое-то двойственное к ней отношение. С одной стороны, конечно, жалко всех тех, кто стал жертвой этой болезни, как жалко любого страдающего человека, и, особенно, человека, умирающего в страданиях. Но есть и другое чувство – это чувство горечи совсем иного рода. Если бы род человеческий так боялся Бога, как он боится вируса, то наверно все бы уже давно во вретище и пепле покаялись бы. Очистили бы своё сердце от самого страшного вируса – вируса нашей гордыни, вируса нашего грехолюбия, который действительно смертоносен и который лишает не временной жизни, а жизни вечной. И вот очищение от этого действительно смертоносного вируса невозможнобез посещения церкви Божией, где у каждого приходящего происходит личная встреча со Христом через молитвы, таинства, богослужения. В частности, на этой недели в храме состоятся две наиважнейшие службы, располагающие нас к покаянию и исправлению своего греховного жития:

— 1 апреля в 17 часов – «Стояние Марии Египетской», служба, за которой будет прочитан Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского полностью, и за которой, предполагается, люди принесут покаяние в таинстве Исповеди, и, соответственно, на следующий день 2 апреля будут причащаться на Литургии преждеосвященных Даров, которую святая Церковь нарочито установила совершить в этот четверговый день помимо обыкновенных дней среды и пятницы, в которых во время Великого поста служится эта особенная великопостная Литургия.
— 3 апреля в 17 часов – «Похвала Пресвятой Богородицы» – пение древнего акафиста Божией Матери для возбуждения в верующих чувства глубочайшего благоговения перед Пречистой – Матери Господа Иисуса, вземлящего на Себя грехи мира.

Ну скажите, как верующее и любящее сердце, готовое выпрыгнуть из груди на встречу Богу остановить и приказать ему остаться дома? Конечно, как законопослушный человек я не могу вас призывать нарушить постановление Губернатора о всеобщей самоизоляции жителей Томской области, тем более не могу призывать вас не слушаться Святейшего Патриарха, призвавшего воздержаться от хождения в храмы Божии, но в свете вышесказанного оставляю выбор за вами – за тем насколько ваша христианская совесть позволит вам остаться дома, или всё же прийти в Церковь, естественно с соблюдением всех гигиенических мер – в медицинской маске и перчатках, с дезинфицирующими салфетками для протирания икон после их касания (касаться икон, креста и благословляющей десницы священника теперь возможно только лбом, прикрытым платочком).

2.

С 24 марта 2020 года согласно поданному прошению протоиерей Андрей Туров освобождён от служения настоятелем в Свято-Троицкой церкви г.Томска, с оставлением прежнего места служения настоятелем Петропавловской церкви у Спичфабрики г.Томска, где он служит с 2015 года.

Елена

Добрый день! У меня 2 вопрса. Первый: допускаетмя ли в конце службы приложиться и целовать крест, имея на лице медицинскую маску. Второй вопрос: можно ли усопшего, после отпивания, кремировать? Помимо вопрлсов, хочу покланиться всем служителям храиа и саммому храму, пожелать вмех благ!!!

Настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин отвечает:

Добрый день, Елена!

Действительно, исходя из нынешней неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся не только в нашей стране, но и в мире в целом, необходимость соблюдения гигиенических мер, касающихся безопасности жизнедеятельности, является крайне необходимой. В числе таких мер – ношение медицинской маски в местах массового скопления людей, в том числе в церкви. И стесняться этого не надо, напротив, осознание того, что этим Вы уберегаетесь не только сами, но и не позволяете другим заразиться – должно оправдывать Вас в высшей степени – степени проявления любви и сострадания к окружающим людям. Однако прикладываться к кресту по завершение богослужения, находясь в медицинской маске, а также прикладываться к святыням храма и благословляющей деснице священника возможно только лбом!

Отвечая на второй Ваш вопрос, следует сказать, что тело человека – есть храм Духа Святого, по слову апостола Павла (1Кор. 16:19), которое будет воскрешено в Судный день – во Второе Страшное пришествие Христово. Тогда каждый человек вновь восстанет для окончательного определения своего места пребывания в вечности – в раю или в аду. Потому умерший человек в православии именуется «усопшим» – уснувшим. А каждое наше ежедневное отхождение ко сну мы уподобляем погребению, потому в молитвенном правиле на сон грядущим в одной из заключительных молитв содержатся такие слова: «Владыко Человеколюбче, не ужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днём?…» Кроме того, место погребения усопшего является местом святым – памятным местом почитания для родных и потомков. Кремация же – противное христианскому учению явление. Язычники считали тело человека – темницей души, скверным и нечистым составом, которое подлежит уничтожению. К сожалению, в нынешнее время кремация входит в жизнь нашего православного общества как «бюджетный» способ погребения. Конечно, как в народе говорится, «дыма без огня не бывает» – в наше время умножения страстей и беззаконий очень малое число людей обеспокоено жизнью с верой и упованием на Бога, стремлением молиться, поститься, исповедоваться и причащаться регулярно.
Люди в массе своей замыкаются на этой, телесной жизни с заботой о материальном, о чувственном удовлетворении своих потребностей. Таким образом правильное миропонимание и мироощущение притуплено и люди оказываются способными на разного рода ошибки, в том числе на кремацию. А надо бы избегать этого! Надо заранее откладывать средства на смерть, заготовить одежду и обувь на погребение, составить завещание. При том, что это завещание может быть не только распоряжением о материальном наследовании, а распоряжением относительно моральной стороны жизни потомков, как Ваше последнее наставительное слово. И, знаете, никто – ни один человек – не знает день своей кончины, следовательно, быть готовым к смерти надо быть всегда, хоть даже и в сию секунду. Так нас наставляют преподобные и богоносные отцы наши!

С пастырской любовью о Вас, протоиерей Святослав, настоятель Свято-Троицкой церкви.