Скажите, батюшка…

Братья и сестры!

Здесь можно задать все интересующие вас вопросы.


Ответы на вопросы, которые вас, наверняка, заинтересуют

Галина

Здравствуйте. В разрешительной молитве в конце исповеди есть слова о том, что прощаются все грехи. Как нужно понимать эти строчки: прощаются только все исповеданные на этой исповеди грехи, либо и те, о которых исповедующийся забыл (все, которые есть)? И, в связи с этим, необходимо ли на следующей исповеди называть грехи, совершенные только после последней исповеди, либо и те из прошлого до первой исповеди, которые были забыты и вспомнились?
В интернете прочитала обе точки зрения, хотелось бы ясности в этом важном для каждого человека вопросе.
Спасибо.

Отвечает настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин

Здравствуйте, Галина!
Видите ли, каждый православный христианин должен исповедоваться регулярно (не реже одного раза в месяц, а в продолжение ответственных многодневных постов, таких как Рождественский или Великий, и того чаще). При этом каждую свою исповедь он должен считать последней. Митрополит Ростислав, в одной из своих назидательных бесед сказал, что неуместно разделять исповеди на виды, например «простая» и «генеральная», поскольку каждая исповедь является ответственной и важной! Святые отцы Церкви утверждают, что каждый день христианин должен проживать как последний, потому каждую исповедь должен считать как последнюю. Следовательно не может быть и речи о том, чтобы в Таинстве покаяния умышленно утаивать грехи. Представьте себе ситуацию, в которой Вы, Галина, лишились всяческой надежды на завтрашний день, но вдруг Вам выдалась возможность покаяться перед священником, как вы будете исповедоваться? Так, что когда батюшка будет читать над Вами разрешительную молитву его слова о прошении всех грехов будут настолько уместны, что не возникнет никакого сомнения в том, имеется ли ввиду лишь исповеданные Вами грехи или вообще все Ваши грехи. Вот так изначально и подразумевалось составителями этой молитвы: кающийся исповедуется по-настоящему, искренно, от всей глубины своей души, как в последний раз!!!
Но тогда создаётся вречатление, что исповедь может затянуться. Отнюдь! Если христианин соблюдает все нормы и предписания Церкви, ежедневно молится и читает духовную литературу, главной из которой является Святое Евангелие, исповедуется регулярно, а исповеданные грехи не повторят вновь, то его исповедь (подчёркиваю, как в последний раз исповедь!) не станет продолжительной. Он подобен доброй хозяйке, в доме которой всегда поддерживается порядок! Понимаете, надо взять курс на святую жизнь и держать его. Не озираться по сторонам, попадаясь в искушения, не мыслить о возвращении в прошлое. Смотреть только вперёд и ввысь, на Господа Бога и в Царствие Его Небесное!

София

Добрый день! Скажите, пожалуйста, муж умер рано утром, в 8 утра. В храме мне сказали, что поминать надо на 8 и 39 день, так как он ушёл от нас рано утром и на 9 день, 40-й в обед будет уже поздно. Мы так и сделали. Теперь читаю в интернете, что нужно все таки именно на 9, 40, в год ровно в дату, а не заранее. Расскажите, как правильно? Как в дальнейшем поминать каждый год? Ровно в дату или заранее за день, так как мужа не стало рано утром?

Отвечает настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин

Добрый день!

Поминовение усопшего человека можно (и нужно) совершать ежедневно в своих сердечных молитвах. Необходимые молитвы находятся в сборнике молитв, под названием «Молитвослов». В нём, например, мы призываемся совершать поминовение и живых, и усопших в последовании утренних молитв.
Особые поминальные дни совершаются в 9-й и 40-й дни по смерти человека, а также полгода и год. Далее — ежегодно в день смерти. И совершенно не важно в какой час умер человек в промежутке дня — от 00.00 до 23.59 часов.
Исключение составляет только, если этот особый поминальный день придётся на воскресенье. Тогда его следует перенести на день пораньше — на субботу. Воскресенье — праздничный день, воспоминание Светлого Христова Воскресения, день радости!
В поминальные дни надо обязательно придти в церковь, заказать (и отстоять) Панихиду, поставить свечу, положить что-либо из съестного на панихидный стол.
Помните, усопшему человеку необходимо наше памятование о нём, которое выражается в сердечном постоянном (ежедневном) молении, ведь когда в завершении Панихиды священник возглашает «Вечную память» — этим он призывает всех молящихся не забывать об ушедшем в вечность человеке!

 

Анна

Здравствуйте, батюшка! Моему сыну 10 лет, он очень переживает из-за того, что у него почти нет друзей. Как ему можно помочь, что сказать?

Отвечает настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин

Дорогая Анна, здравствуйте!
Возраст Вашего сына — самый драгоценный. Его можно сравнить с весною для пахаря — всё, что будет засеваться в его ум, душу и сердце сейчас, будет давать обильные всходы в юности и во взрослой жизни. Так как же важно, чтобы семена эти были добрыми, ведь известно, что посеешь, то и пожнёшь! А есть и другая поговорка: «С кем поведёшься, того и наберёшься». Об этом в Священном Писании (Пс.17:26-27) сказано: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши… и со строптивым (развращённым) развратишися».
Друзья в жизни человека часто имеют важное, если не решающее значение. И первым другом для ребёнка должен быть РОДИТЕЛЬ. Понимаете, Вы должны быть своему сыну в равной мере и матерью и другом!
В чём принципиальная разница между матерью (отцом) и другом. Родитель априори — наставник. Наставничество невозможно без строгости и принципиальности. А дружба — это союз двух РАВНЫХ людей. Когда один друг начинает главенствовать над другим и подавляет его свободу выражения (проявления себя), то дружба на этом обыкновенно заканчивается. Более того скажу — высшая форма общежития на всех уровнях — от семейного до общественного — это дружеская форма. Она основывается на принципах доверия, взаимопонимания, взаимопомощи и взаимовыручки. В любую минуту дня или ночи без страха и неприязни друг всегда может обратиться к другу. Вот добиться такого отношения между родителем и ребёнком — «высшая математика» к которой надо обязательно стремиться! Иначе, когда сыну будет лет 20-25, между вами может вырасти стена отчуждения, за которой родители зачастую оказываются нежелательными «элементами»…
Вам, чтобы стать сыну другом надо стать мальчиком. Да, это звучит необыкновенно. Но, если задуматься, то с этим придётся согласиться. Литература, описывающая психологию взаимоотношений, даже, констатирует, что состояние матери, воспитывающей сына отличается от состояния матери имеющей дочь. Дело в том, что дочь как бы вливается в мать, просто сливается с ней в одно психополе. Часто их даже трудно бывает разлучить и после замужества дочери, отсюда нередки случаи совместного жития зятя и тёщи под одной крышей. Соответственно и при рождении внука бабушка-тёща бывает наиболее частым гостем, нежели бабушка-свекровь.
Всё это связано с тем, что мамы, имеющие сыновей волей-неволей проникаются их мальчишеским образом мысли и поведенческим настроением. А это более харрактерный тип, творческий, вдумчивый и независимый. Так вот для того, чтобы стать другом мальчику надо проникнуться его интересами. Воспитывать его как бы непринуждённо, без видимого давления увлекать его в позитивный мир творчества, развития ума и воли. Это очень интересный процесс и самой женщине, поскольку воспитывая сына, она развивает себя. Ведь среди мальчиков наибольший процент гениев, мальчики наиболее расположены к этому, если с ними правильно заниматься! Поэтому рождение сына в патриархальном обществе всегда воспринималось как особая милость Божия, Всевышнее благорасположение к родителям. И ещё очень важное — мальчики должны много двигаться. В них заложена энергия, которая нуждается в реализации, поэтому они просто обязаны заниматься спортом. А, соответственно мама-друг должна заниматься тоже! Естественно не в полной мере, а может даже и не в той физической мере, но в ментальном смысле точно! Она должна отлично знать историю этого вида спорта, ВСЕХ знаменитостей и чемпионов, их результаты и достижения, чтобы свободно общаться на эту тему с сыном, чтобы ДРУЖИТЬ с ним! Понимаете?!
Психотип мальчика — герой, победитель, подвижник! Значит маме необходимо прочитать много литературы на этот счёт, и не академическим, а дружеским — понятным для сына языком передавать примеры жизненных подвигов этих настоящих мужчин. Но мы знаем, что дети душой улавливают фальшь, чувствуют её, поэтому Ваши познания и передача этих знаний должны быть искренними! А это невозможно без всецелого вовлечения в эту «мужскую» среду. И, повторяю, это интересно! А, главное, спасительно для вас обоих!
Ну и конечно, не забывайте говорить сыну классическое выражение: «Книга лучший друг». Она развивает мышление, естественно учит орфографии и упорядочивает чувства. Надо привить сыну любовь к чтению, любовь к познанию. Познанию Бога и всего Его прекрасного творения!

Елена

Здравствуйте! К огромному сожалению, заболела (болезнь не передаётся от человека к человеку), но храм пока не посещаю. По мере возможности, в богослужениях участвую, когда их транслируют по каналу Союз или Спас. Правильно ли я поступаю, не посещая храм? По причине болезненности, иногда трудно отстоять всю службу. Допускается ли присесть или выйти из храма на улицу во ремя богослужения? Всем мира и здоровья!!!

Отвечает настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин
Здравствуйте, Елена!
Сердечно желаю Вам здоровья и укрепления сил! Конечно, человек немощный может рассчитывать на снисхождения и оправдания относительно исполнения своих обязанностей, и, прежде всего, обязанностей христианина. Но мы знаем, что ничто не расхолаживает и не расслабляет человека так, как поблажки. Они всегда начинаются по уважительным причинам, а потом превращаются в целую серию уступок, вплоть до полной потери контроля над собой, своими силами как физическими так и умственными. Опасайтесь этого состояния в своей жизни. Всё-таки необходимо делать усилия над собой, одерживать такие маленькие победы, как понуждение себя приезжать-таки в храм Божий для молитвы и Причастия Тела и Крови Христовых. Всегда можно вызвать такси, договориться со священником о том, чтобы он принял Вашу исповедь непосредственно перед Литургией, и, конечно же допускается присесть во время богослужения или, даже, выйти из храма на небольшое время подышать. Не забывайте слова Господа: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его!» (Мф.11:12)

Елена

Здравствуйте! Читала статьи про Таинство исповеди и в одной из статей написано, что красить волосы, ногти, посещать салон красоты — это грех. Являются ли грехом данные действия? Со всем уважением, Елена!

Отвечает настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин

Елена, Здравствуйте!
Известно, что Господь сотворил человека «по образу и по подобию Своему» (Быт.1:26-27). Однако совершив грехопадение человек перестал быть подобен Богу, но всё же образ Божий в нём остался. Это значит, что изменилось (помрачилось) наше отношение к миру и всему творению, которое ведь продолжает оставаться «красивым весьма». Т.е. смотря на прекрасное дерево одни заметят в нём черноту, другим вдруг станет неприятен запах от него, третьим оно просто будет заслонять свет… Чтобы было ещё понятнее, можно привести пример из гастрономии. Диетологи утверждают, что самая полезная пища — простая: не перчёная и солёная, не копчёная и послащённая, не жареная даже, а отварная. Мы же, желая сделать пищу вкусной, делаем её сложной, а потому вредной. Вообще, мы всё в жизни усложняем и от того страдаем и болеем! Это же относится и к желанию человека красиво одеваться, жить в красивых домах и перемещаться в красивом транспорте. Только понятия красоты в нас искажено грехом, понимаете! Также и отношения друг с другом мы желаем выстроить по-своему разумению красоты и порядка. Отсюда и многочисленные разводы, ссоры и одиночества…
Вот таким же самым образом человек усложняет (читай: обременяет) себя и в украшательстве своего лица и тела. Это совершенно лишнее наслоение нашей жизни — искажение образа Божия! Сам по себе человек прекрасен — он не нуждается ни в рисунках на теле (тату), ни в краске на голове (изменении цвета волос), на губах, глазах и ногтях. Тем более, когда ногти нарочито отращиваются или удлиняются, что препятствует даже правильному сложению пальцев для крестого знамения…
Так, что простите, Елена, но то, что Вы прочитали в статье о Таинстве исповеди, правда. Вероятно Вы хотели услышать другой ответ, некий компромисс, который более-менее примирил бы Ваше распространённое в обществе желание украшательства. Поверьте, Бог создал нас всех самодостаточными. Христос сказал, что «Царство Божие внутри вас есть» (Лк.17:21). И всё, что нам необходимо для радости и счастья у нас есть изначально и совершенно бесплатно. Все проблемы мы доставляем себе сами!

 

Владимир

Добрый день. Скажите можно ли размещать иконостас над спальном местом если дома ограниченое пространство и какие иконы необходимо иметь дома

Отвечает настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин

Добрый день, Владимир!
Конечно, иконостас в доме можно размещать над спальным местом, если пространство в жилище ограничено. Иконы указуют на реальное присутствие в нашей жизни Бога, Матери Божией, ангелов и святых изображённых на иконе. Это присутствие незримо для глаза плотянного, но бывает зримо очами духовными. И если у кого-то духовные очи ещё пока не совершенны, или же закрыты вовсе, то это ведь не означает отсутствия вокруг нас духовного мира! Просто иконы проявляют этот духовный мир для нашего обыкновенного человеческого зрения. Всё что мы делаем, везде где бы мы ни находились — вся наши жизнь проходит пред лицом Божиим, Его всевидящим оком! Даже когда мы спим…
Из-за благоговения к божественному верующие выделяют для размещения святых икон парадные места в своём доме — обыкновенно угол напротив входа в комнату с тем, чтобы святой лик взирал на входящего, а входящий, в свою очередь, первым с кем бы встретился в доме — с Богом, Господином нашей жизни, а потому — настоящим Хозяином дома. Принципиальная ориентация икон на восток не обязательна. Редко можно встретить комнату полностью уставленную святыми иконами. Но нередки и особенные случаи, когда из-за небольшого размера квартиры (комнаты) расположение икон возможно в самых «неожиданных» местах.
Из вышеизложенного наверняка Вы уже сделали вывод, что иконы могут быть различными. Конечно, прежде всего, необходимо иметь иконы Спасителя — Господа Иисуса Христа, и иконы Пресвятой Богородицы. Икон Божией Матери много, они являют нам незримое, но деятельное участие Царицы Небесной в нашей жизни, в различных нуждах и обстоятельствах. Для благословения жилища обыкновенно помещают в доме иконы Богородицы «Семистрельная» (или «Умягчение злых сердец»), «Нерушимая Стена», «Неопалимая Купина», «Иверская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская». Обязательны иконы святых, в честь которых наименованы члены семьи, даже, если дети уже взрослые и живут отдельно. И, конечно же, должны быть иконы наиболее почитаемых святых. Обыкновенно это иконы с изображениями святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженных Матроны Московской и Ксении Петербуржской.
Расположение икон в иконостасе может быть разным, но не произвольным, главное, чтобы соблюдался иерархический принцип. Он может быть вертикальным (сверху вниз), а может быть и горизонтальным (от центра к переферии).
И самое важное, что необходимо исполнять — это молиться. Пред иконами надо обязательно возносить свои горячие, усердные моления. Ведь молитва — это общение, а икона поставляет нас перед первообразом, изображённым на ней, с которым необходимо общаться, чтобы получить ожидаемую благодать!

Анна

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, нужно ли продолжать молиться о том, чтобы Бог даровал супруга и семью. Мне уже 30 лет, а семьи нет. Молюсь уже давно, но никак не складывается семейная жизнь. Более того все молодые люди, которые были рядом и интересовались и даже были не против создать семью, они в буквальном смысле слова исчезают из моей жизни по необыкновенным причинам. Как будто Господь намеренно отводит их от меня. Стоит ли просить Бога о помощи? Или возможно таким образом Он показывает, что это не мой путь?
Буду очень благодарна за ответ!

Отвечает настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин

Здравствуйте, Анна!
В отношении каждого человека Господь имеет Свой Промысл. И этот Промысл имеет целью спасение человека. Бог — Спаситель! Просто нам часто хочется чтобы всё было «по-моему», и представление обо всём мы также имеем часто зауженное, эгоистичное… Но ведь цель жизни не в устроении своего благополучия, а в служении. Служении Богу и ближним! Часто люди «обыкновенной судьбы» забывают об этом увлечённые заботой об устроении своего семейного очага и быта, заботой о том, чтобы накормить, одеть и обучить своих детей. Они как бы варятся в этом всеобщем котле, двигаются по этой «широкой» тропе, что не представляют себе иной жизни. Не представляют, что кроме семейной жизни есть жизнь не семейная, например иноческая в монастырях. А есть и жизнь по типу иноческой, но в миру, когда ты целиком и полностью — мыслями, желаниями, делами — занят тем, что помогаешь нищим, обездоленным, больным, инвалидам и старикам. Облегчаешь их плачевное существование. Как бы несёшь крест на Голгофу, подобно Христу, который также не имел «где главу приклонити» — не имел ни семью, ни детей. Для Господа мы — все люди земли жившие и живущие ныне — Его дети. Так вот уподобиться Христу, принять всех ближних страждущих за своих детей — есть ВЫСШИЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ. Понимаете, не прожить жизнь как основная масса, а быть ОСОБЕННЫМ, быть иным — иноком — вот главное, к чему на самом деле и должен стремиться каждый христианин. Так ведь и было заведено на Руси с незапамятных времён — хоть в завершении своего жизненного пути, но обязательно удалиться в монастырь, принять монашеский постриг. Уверен, именно к этому Вас призывает Господь, коли так неблагополучно всякий раз складывается ваше замужество. Только не отчаиваться надо, а вдохновляться, понимая, что Господь Бог, таким образом отличил Вас, выделил из «обыкновенной массы» и направляет на ВЫСШЕЕ служение! Это надо понять и принять. Принять с радостью! Тем более, если Вы сохраняете девственность.
Но, знаете, как говорится, «насильно мил не будешь» и если у Вас не обнаруживается (хотя бы потаённого) этого желания иноческого самопожертвованного жития ради Бога на благо страждующего человека, тогда не надо. Не надо насиловать себя и угрюмо плестись по иноческому пути. Тогда, конечно, не ослабевайте в своих стараниях обрести мужа, молитесь, совершайте паломничества по святым местам и к общению со святыми старцами, чтобы там быть услышанной, и через то облагодатствованной. Помните, как в событии исцеления Господом дочери хананеянки? Она очень долго молила Бога, но Он нарочито делал вид, что не слышит её, потом в обращении к ней Он, вообще, унизил её, сравнив с псами. На что хананеянка подала образец всем верующим и молящимся о получении блага — смирение. Приняв унижение, она сказала: «Так, Господи! Но ведь и псы едят крохи со стола господ»… Нередко Бог проверяет нас на достоинство и, кажется, не слышит наших молений. Но мы должны чётко осознавать, что Господь всё видит и слышит, и если Он замедляет в ответ на наши прошения, значит это нам или не полезно вообще, или полезно, но через смирение, смирение «до зела», принимая все удары судьбы с терпением и кротостью, с благодарностью и радостью, всё продолжая и продолжая взывать о милости! Тогда вступает в действие один непреложный духовный закон: за долготерпение ниспосылается сообразно этому «велия милость» — великая благодать!!! Может быть, у Вас будет такой святой муж, о котором Вы даже и мечтать не мечтали!
Вот Вам, Анна два пути. Но оба они предполагают глубокую веру, жизнь по вере и добрые дела. В чём да поможет Вам Бог!

Елена

Здравствуйте! У меня есть крестик, который надевали, когда крестилась, крестик покупала в храме. Прошло несколько лет, уже не вспомню как получилось, но сейчас ношу крестик другой. Крестик освященный. Если имеет значение, они из разных металлов (оловянный и золотой). Для меня важно понять, какой крестик все-таки надо носить?

Прошло уже несколько лет и трудно вспомнить, почему
сейчас ношу другой нательный крестик,он золотой (освященный), а не тот, который покупала в храме,когда крестилась. Скажите, какой носить все же надо крестик и верно ли то утверждение, что нательный крестик должен быть серебрянный? Когда наступит время и я покину этот мир, хотелось,чтобы крестик мне надели тот, что крестилась, а что делать с тем крестиком,что останется? А если верно носить при жизни тот крестик,что крестилась,что делать с другим?

Отвечает настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин

Здравствуйте, Елена!
Православный человек должен всегда носить на груди своей крестик с изображением распятого за нас и нашего ради спасения Господа Иисуса Христа. Крестик может быть из любого материала — металлический (золотой, серебряный, оловянный, латунный, или из сплавов разных металлов), деревянный, полимерный (пластмассовый), и, даже, стеклянный (из особо прочного стекла). Можно носить на себе и несколько крестников, например, освящённых во время паломничества по святым местам. Главное, что необходимо уяснить себе раз и навсегда — нельзя быть без креста нательного! Даже когда моетесь, когда спите, когда плаваете и занимаетесь спортом — всегда на шею должен быть надет крестик! В исключительных случаях — операция, или рентгенограмма — допускается взять крест в руку (повязать на запястье). Есть практика некоторых публичных людей которые, выходя на работу, надевают крестик из драгоценных металлов, а приходя домой меняют его на простой. Хорошо, если человек сохранил нательный крестик, который был надет на него крестившим его священником в Таинстве крещения. Притом не обязательно всегда носить именно этот крест, но хорошо бы его сохранить как первую реликвию, и всякий раз после молитв на ночь прикладываться (целовать). Дело в том, что сон — это некое подобие смерти. Всякий раз, когда мы ложимся спать, мы должны примириться со всеми, хотя бы в сердце своём, испросить молитвенно у Господа прощение различных содеянных нами грехов (подобная молитва как-раз и размещена в последовании молитв на сон грядушим) и, приложившись ко святыням, в числе которых нательный крестик от купели крещения, ложиться спать как бы во гроб… Отсюда и народное поверие, что погребать умершего человека надо с нательным крестиком крещенским. Это не обязательно, но лучше, если, подчёркиваю, такой нательный крестик сохраняется. Все другие крестики, которые носил усопший также могут быть надеты ему на шею. Если потомки желают сохранить от почившего какие-либо крестики на память, тем более, если они имеют ювелирную ценность — это их право. Главное, чтобы на усопшем православном был нательный крест!

Вероника

Здравствуйте! Мой близкий человек убил кота, это гнетет его изнутри. Он поник и чувство вины его съедает.
В церковь идти отказывается, говорит, это неправильно, я убил!… А тут пришёл, чтобы отпустили грехи, это грех, мой крест

Подскажите, как нам поступить

Отвечает настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин.

Да, убийство любого живого существа, а тем более того, о котором взял ответственное попечение — тяжкий груз на совести любого «непотерянного» для Царства Божия человека. Хорошо, что человек осознаёт это как грех, и грех тяжкий. У него ещё не сожжены «живые струны» совести. Конечно, у животных нет бессмертной души, она умирает вместе с телом животного. В этом качественное отличие души человека, которая имеет вдуновение свыше, а потому бессмертна! Но тем не менее животные созданы Богом как необходимый элемент совершенствования человека в любви. Мы именуем домашних животных «братьями нашими меньшими». Заботясь о них, мы как бы размягчаем своё сердце, делаем его способным вместить весь мир. Конечно, это совершенствование подразумевает и терпение, и снисхождение, и благоразумную строгость, ведь любовь — процесс взаимопроникновенный! Воспитывая «меньшого брата», воспитываешься сам. Поэтому не может иметь место насилие и тем более убийство домашнего питомца. Если это насилие всё же происходит — ответ один: замысел Божий не исполняется, совершенствование человека в любви не происходит, жизнь проходит зря!!! Вижу, ваш близкий человек это осознаёт — ему обязательно надо придти в храм и покаяться в Таинстве исповеди. Понимаете, надо жить! Жизнь без покаяния — не жизнь. Только прилагая усилия по исправлению себя можно оправдать свои ошибки и получить прощение грехов! Всегда дьяволу противно совершенствование человека, он прилагает всевозможные усилия для того, чтобы человек не развивался, а деградировал. Один из механизмов, которые он задействует для этого — парализация устремления человека к Богу, внушение мысли о бесполезности, или невозможности покаяния. Надо самым решительным образом превозмочь себя — отвергнуть все подобные парализующие ум и волю мысли, взять себя в руки и придти в храм. Поисповедоваться, поговорить со священником, быть может понести какую-то эпитимию (добровольное наказание, как упражнение для исправления). И обязательно двигаться дальше — вновь завести домашнего питомца и терпеть его, и питать его, и воспитывать его в духе кротости и любви, неизменно при этом воспитывая себя!

Елена

Здравствуйте! У меня два вопроса, но сначала короткая предистоия. Несколько лет назад моя мама и мой двоюродный брат (племянник мамы) очень сильно поругались. Мы так были всегда дружны, что не могли и представить, что родные люди могут так сильно поссориться. В душе они и простили друг друга, но встретиться, поговорить и на словах попросить друг у друга прощения,к сожалению, этого не сделали. Братик заболел и в этом году его не стало, мама тоже перенесла болезнь, рак груди, да и сейчас её здоровье хотелось, чтобы не ухудшалось. Мама хоть не говорит, но я знаю, что тяжело у ней на душе, что не смогли они на словах простить дркг друга. Подскажите, как ей быть? Братика моего, его супруга, к сожалению кремировала. Сказала, что это было его желание, хотя я не верю, что он такого для себя желал. У меня второй вопрос: можно ли в храме поминальные службы (панихиду, сорокоуст), если брата кремировали?

Отвечает настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин.

Елена здравствуйте!
Конечно, молиться за душу кремированного человека можно. А примириться с ним обязательно нужно в Таинстве покаяния — Господь донесёт до него Ваши слова о прощении и примирение таинственным образом состоится! Это необходимо сделать и Вам и Вашей маме по возможности скорее. Ведь жизнь, как Вы поняли, непредсказуема и условно говоря завтра может быть уже поздно…

Николай

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, принимаете ли сертификаты о прохождении курсов для крестных онлайн? От воскресной школы ( voskresnaya.ru). За ранее спасибо.

Отвечает настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин.

Здравствуйте, Николай! Да, принимаем.

 

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, почему лжицу опускают в спирт, и почему некоторые служащие в церкви носят маски на лицах?

Галина

Отвечает настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин.

Здравствуйте, Галина!

Согласно инструкции, утверждённой решением Священного Синода от 17 марта 2020 года (журнал №30) в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, и благословением митрополита Томского и Асиновского Ростислава к исполнению означенной инструкции по мере ухудшения эпидемиологической обстановки в Томске, все приходские церкви и монастырские обители должны соблюдать определённые меры безопасности.

Относительно Причащения Святых Христовых Таин пункт 1 предписывает: «Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий, – преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем её в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов».

Также, наверняка, Вы обратили внимание, что причастнику после принятия Святых Христовых Таин теперь не подаётся Чаша на целование, что также имеет основанием предписание Инструкции, где пункт 5 гласит: «Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши».

Если Вы присутствовали на Богослужении, на котором совершается помазание освящённым елеем, то не могли не обратить внимание, что помазание теперь совершается индивидуальными ватными палочками, в отношении которых также имеется предписание Инструкции (пункт 10).

Думаю, Вы обратили внимание и на то, что, испрашивая священническое благословение, многие склоняют голову ниже к сложенным рукам, поскольку согласно Инструкции священник должен воздерживаться от преподания своей благословляющей десницы для целования – батюшка лишь коснётся Вашей головы (пункт 11).

Ношение медицинских масок на лице в местах скопления людей также является теперь «суровой» необходимостью. На входе в храм Вы наверняка могли видеть объявление, оповещающее о необходимости соблюдать масочных режим. Всегда приятно видеть послушных прихожан, однако не мало и тех, кто по каким-то причинам не исполняют предписаний. В этом случае священник сам должен подать им пример и надеть на свое лицо маску, особенно, когда заведомо известно, что дистанция в общении будет меньше положенных полутораметров, например, в Таинстве исповеди.

Конечно, все мы устали от этого затянувшегося коронавирусного бремени, но надо понимать, что всё совершается по всеблагой воли Божией. Господь по недоведомому нам Промыслу Своему проявляет заботу о каждом из нас, попуская те или иные тяготы. И только уготовив себя в смирении, кротости и послушании можно претерпеть всё и спастись!

Елена М.

Отец Святослав, здравствуйте!
Благословите!
Мы с мужем хотели задать этот вопрос в воскресенье, после Литургии, но не смогли дождаться Вас за неимением времени, к сожалению. Лично поговорить, конечно, было бы лучше.
Вопрос вот в чём: во время Литургии, когда поётся «Тебе поем…» стал звякать колокольчик. Сначала подумали , может, дети задели звонницу . Когда в следующее воскресенье это опять повторилось, приходят мысли , что это уже закономерность. Я всегда вздрагиваю, когда он звякает. Сбивается молитвенный настрой. А Вы же знаете, как трудно его сохранить. Это самый трогательный момент Литургии , когда всеми чувствами, всеми мыслями, всем существом пытаешься стремиться к Господу. Это нелегко, в этот момент пытаешься ни на что и ни на кого не отвлекаться. И тут этот колокольчик. Честно говоря, аж до слёз … такая волна возмущения внутри…
Понятно, что я грешная, и много надо работать над собой, но ничего не могу поделать, сильно сбиваюсь и расстраиваюсь потом.
Очень большая просьба к Вам разобраться, кто и зачем звякает. Это очень отвлекает от молитвы.
После Литургии сказала об этом мужу, и у него те же чувства. Поэтому и хотели дождаться Вас и сразу спросить. Но, не получилось. Поэтому решили написать.
Раз уж пишу, хочу выразить Вам огромную благодарность за то, что Пасха Христова у нас в этом году была! Была, не смотря на многочисленные преграды. Мы этого никогда не забудем! И будем Вам благодарны за подаренную нам Пасхальную радость!
С уважением Елена М.

Ответ настоятеля прихода Свято-Троицкого храма протоиерея Святослава Зулина.

Дорогие мои прихожане, Елена с супругом, здравствуйте!
Бог да благословит вас! Пасхальная радость, которую мы с вами испытали на нынешней Пасхальной службе – бесценный дар Божий. И я очень рад, что Господь так всё милостивно устроил для нас в это нелёгкое время отчуждения, связанного с боязнью заражения коронавирусом!
Отвечаю на ваш вопрос. Колокола – голос церкви! Они призваны созывать людей на богослужение, а по окончании его – оглашать простор о свершившейся службе Божией, о снизошедшей благодати на всех – и молящихся в храме, и по каким-то причинам не пришедшим в храм. Но также колокола говорят, предупреждают нас о важнейших моментах богослужения: чтении Евангелия, начале и завершении Евхаристии, необходимости земных поклонах в ответственные моменты богослужения, например, на Литургии Преждеосвященных Даров. И в этом случае звон колокола не прерывает, а дополняет, направляет наше молитвенное воздыхание.
Тот колокольчик, который вы стали слышать теперь, с праздника Святой Троицы, стал оповещать нас о необходимости встать на колени. Вспомните преподобного Серафима Саровского и многих других подвижников веры, употреблявших частые земные поклоны для усугубления моления. На Божественной литургии, когда хор поёт «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш» совершается самое важное действо – хлеб и вино преосуществляется в Тело и Кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это вершина Литургии – на престоле восседает Царь Славы и Господь Господствующих! Все священники, все пономари и послушники в алтаре, а также все присутствующие в храме повергаются ниц – совершают земной поклон в честь безмерной любви и благодарения Богу (Евхаристия в переводе с греческого – благодарение). Это – как если бы мы смогли представить себя на важнейшем приёме у царя: собралось много приглашённых, все в ожидании, и вот входит он – государь, все склоняются в великом почтении перед ним. Это появление царя неизменно сопровождается возгласом глашатая «Его Величество…» и ударом жезла об пол. В храме же появление Царя на престоле оповещается голосом церкви – колоколами!
В православных храмах пространство алтаря отделено иконостасом, Царские Врата которого в основном закрыты (открыты только в период Пасхи, или если служит архиерей, или протоиерей, имеющий награду служения с отверстыми Вратами до «Отче наш…»). За возвышающимся иконостасом молящимся в храме невозможно увидеть поклонение всех в алтаре, чтобы последовать за ними. Поэтому оповещающим голосом служит колокольчик. В традиции Троицкого храма этого НИКОГДА не было. Но это важно! Важно чтобы вся церковь «едиными усты и единым сердцем» поклонилась и поблагодарила Бога. Лучшее благодарение – это почтение, а почтение наивысшим образом выражается поклонением! В традиции Троицкого храма было – открыть дьяконскую дверь пономарю и крикнуть: «Встаньте на колени» – так вы, если были на Литургии Преждеосвященных Даров, могли слышать.
В других центральных храмах нашего города это оповещение на Евхаристии совершает звонарь на колокольне – благовест, начинается от слов: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу…», и бывает до пения: «Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу…» – вообще, всё время Евхаристического канона, представляете, после чего бывает короткий трезвон! Но для этого надо кому-то чётко координировать эти действия: дать знать звонарю по телефону, например, начало и конец Евхаристии. Я же строжайшим образом запретил использование телефонов как в алтаре, так и в храме. Любой, совершающий телефонное оповещение вынужден будет серьёзно отвлечься. Куда проще просто дёрнуть верёвочку колокольчика в алтаре. Да и звонит-то наш колокольчик настолько смиренно-кротко, всего однажды в начале поклонения и однажды в завершении, что у меня было стойкое убеждение – далеко не все в храме его слышат. Была мысль установить звон трижды в начале поклонения и дважды в завершении, но, когда вы сообщили мне о том, что вздрагиваете, отвлекаетесь от моления и не можете понять, что происходит, я решаю оставить это робкое одиночное звучание. Простите! Не отвлекайтесь, а перенаправляйте свои моления на Господа Иисуса Христа, воссевшего на престоле Пречистым Телом Своим и Честною Кровью Своею – поклонитесь и поблагодарите Его за этот Великий Дар в самый важный момент богослужения!

Елена

Здравствуйте!
Всегда считала себя крещеным человеком. Но оказалось, что погруженная. В 1962 году прабабушка отнесла меня к своей родственнице Марии Михайловне, по семейному преданию после того, как овдовела, ставшей монахиней, а потом иеромонахиней. Как это возможно было в советское время, мне не ведомо. Мария Михайловна и моя прабабушка окрестили меня на дому.
Крещена ли я по-настоящему в глазах Церкви или обряд крещения нужно совершить заново и правильно?

Отвечает настоятель прихода Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин.

Здравствуйте, Елена!
Женщин иеромонахинь, как Вы написали – неких монахинь в священном сане – не существует. Однако в годы советской власти – времени государственного атеизма, когда многие храмы были закрыты и разрушены, когда многие священники были расстреляны или заточены в тюрьмы – народ Божий испытывал настоящий духовный голод. Люди не могли в полной мере удовлетворить свои духовные потребности в тех немногих действующих храмах, в которых служило немногое число священнослужителей. Всё-таки в массе своей народ наш сохранял веру в Бога, стремился хоть и тайно, но креститься, исповедоваться, причаститься, а при последнем расставании родственники искали возможность отпеть усопшего если не очно, то хотя бы заочно.
Вот и существовали в различных местностях нашей необъятной Родины такие глубоко верующие и истово молившиеся православные христиане-миряне, которые были «за священника»: они и крестили, и отпевали… Немалое число их были женского пола – инокини, псаломщицы или просто верующие, но знающие Библию, Минеи, Жития святых, владеющие церковно-славянской грамотой. Крещение, проводимое ими называлось «погружением», поскольку они не могли совершить Таинство, могли лишь прочесть некоторые важные молитвы и погрузить (окунуть) в воду с произнесением основной крещальной формулы: «Крещается раб Божий (Раба Божия) … имя … во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». Такое погружение считалось действенным с формулировкой «страха ради смертнаго», т.е. если вдруг случилась кончина этого погружённого человека, он имел право быть отпетым в Церкви и за него можно было помолиться, возжечь свечу.
Обыкновенно такие глубоко верующие миряне – совершители погружения – имели благословение священническое на свою такую деятельность. Потому до недавнего времени существовало правило, что священники, при обращении погружённых в храм с желанием креститься, уже в купель не погружали, а миропомазывали и завершали обряд крещения воцерковлением. Однако с прекращением тех советских времён (уже как 30 лет!) и повсеместным открытием храмов с рукоположением всё большего числа священнослужителей, необходимость тех мирян «за священников» отпала. Если где-то ещё и встречаются подобные совершители погружения, то особого благословения на свои «священнодействия» они уже не имеют – за ненадобностью. Следовательно, нельзя быть уверенным в том, что та самая основная крещальная формула могла быть произнесена ими верно. Поэтому в наше время всех погружённых, изъявивших желание креститься, проводят через весь обряд крещения полностью! Таинство крещения не может быть нарушено. Более того, теперь над умершими погружёнными, которые за всё это время так и не нашли возможности креститься в храме, не может быть совершено отпевание!
Дорогая Елена, призываю Вас обязательно, безотлагательно, как можно скорее прийти в храм для принятия Таинства крещения, которое будет полноценным и правильным. В чем да поможет Вам Бог и Матерь Божия!

 

Мария

Добрый день!
Подскажите пожалуйста, можно ли посещать службы или в связи с обращением Патриарха стоит воздержаться?
И второй вопрос про Настоятеля Андрея Турова, его перевили служить в другой приход?
За ранее Благодарю!

Настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин отвечает:
Добрый день, Мария ! Постараюсь ответить на Ваши вопросы максимально корректно.

1.
Все трепещут от страха перед угрозой заболеть, все боятся вируса, которого даже не видно. Хотя жертвы этого вируса с точки зрения медицинской статистики не такие уж и большие. Многие другие болезни, к которым мы привыкли, уносят не меньше жизни, и охватывают не меньшее количество людей. И когда смотришь на эту ситуацию, то испытываешь какое-то двойственное к ней отношение. С одной стороны, конечно, жалко всех тех, кто стал жертвой этой болезни, как жалко любого страдающего человека, и, особенно, человека, умирающего в страданиях. Но есть и другое чувство – это чувство горечи совсем иного рода. Если бы род человеческий так боялся Бога, как он боится вируса, то наверно все бы уже давно во вретище и пепле покаялись бы. Очистили бы своё сердце от самого страшного вируса – вируса нашей гордыни, вируса нашего грехолюбия, который действительно смертоносен и который лишает не временной жизни, а жизни вечной. И вот очищение от этого действительно смертоносного вируса невозможнобез посещения церкви Божией, где у каждого приходящего происходит личная встреча со Христом через молитвы, таинства, богослужения. В частности, на этой недели в храме состоятся две наиважнейшие службы, располагающие нас к покаянию и исправлению своего греховного жития:

— 1 апреля в 17 часов – «Стояние Марии Египетской», служба, за которой будет прочитан Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского полностью, и за которой, предполагается, люди принесут покаяние в таинстве Исповеди, и, соответственно, на следующий день 2 апреля будут причащаться на Литургии преждеосвященных Даров, которую святая Церковь нарочито установила совершить в этот четверговый день помимо обыкновенных дней среды и пятницы, в которых во время Великого поста служится эта особенная великопостная Литургия.
— 3 апреля в 17 часов – «Похвала Пресвятой Богородицы» – пение древнего акафиста Божией Матери для возбуждения в верующих чувства глубочайшего благоговения перед Пречистой – Матери Господа Иисуса, вземлящего на Себя грехи мира.

Ну скажите, как верующее и любящее сердце, готовое выпрыгнуть из груди на встречу Богу остановить и приказать ему остаться дома? Конечно, как законопослушный человек я не могу вас призывать нарушить постановление Губернатора о всеобщей самоизоляции жителей Томской области, тем более не могу призывать вас не слушаться Святейшего Патриарха, призвавшего воздержаться от хождения в храмы Божии, но в свете вышесказанного оставляю выбор за вами – за тем насколько ваша христианская совесть позволит вам остаться дома, или всё же прийти в Церковь, естественно с соблюдением всех гигиенических мер – в медицинской маске и перчатках, с дезинфицирующими салфетками для протирания икон после их касания (касаться икон, креста и благословляющей десницы священника теперь возможно только лбом, прикрытым платочком).

2.

С 24 марта 2020 года согласно поданному прошению протоиерей Андрей Туров освобождён от служения настоятелем в Свято-Троицкой церкви г.Томска, с оставлением прежнего места служения настоятелем Петропавловской церкви у Спичфабрики г.Томска, где он служит с 2015 года.

Елена

Добрый день! У меня 2 вопрса. Первый: допускаетмя ли в конце службы приложиться и целовать крест, имея на лице медицинскую маску. Второй вопрос: можно ли усопшего, после отпивания, кремировать? Помимо вопрлсов, хочу покланиться всем служителям храиа и саммому храму, пожелать вмех благ!!!

Настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Святослав Зулин отвечает:

Добрый день, Елена!

Действительно, исходя из нынешней неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся не только в нашей стране, но и в мире в целом, необходимость соблюдения гигиенических мер, касающихся безопасности жизнедеятельности, является крайне необходимой. В числе таких мер – ношение медицинской маски в местах массового скопления людей, в том числе в церкви. И стесняться этого не надо, напротив, осознание того, что этим Вы уберегаетесь не только сами, но и не позволяете другим заразиться – должно оправдывать Вас в высшей степени – степени проявления любви и сострадания к окружающим людям. Однако прикладываться к кресту по завершение богослужения, находясь в медицинской маске, а также прикладываться к святыням храма и благословляющей деснице священника возможно только лбом!

Отвечая на второй Ваш вопрос, следует сказать, что тело человека – есть храм Духа Святого, по слову апостола Павла (1Кор. 16:19), которое будет воскрешено в Судный день – во Второе Страшное пришествие Христово. Тогда каждый человек вновь восстанет для окончательного определения своего места пребывания в вечности – в раю или в аду. Потому умерший человек в православии именуется «усопшим» – уснувшим. А каждое наше ежедневное отхождение ко сну мы уподобляем погребению, потому в молитвенном правиле на сон грядущим в одной из заключительных молитв содержатся такие слова: «Владыко Человеколюбче, не ужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днём?…» Кроме того, место погребения усопшего является местом святым – памятным местом почитания для родных и потомков. Кремация же – противное христианскому учению явление. Язычники считали тело человека – темницей души, скверным и нечистым составом, которое подлежит уничтожению. К сожалению, в нынешнее время кремация входит в жизнь нашего православного общества как «бюджетный» способ погребения. Конечно, как в народе говорится, «дыма без огня не бывает» – в наше время умножения страстей и беззаконий очень малое число людей обеспокоено жизнью с верой и упованием на Бога, стремлением молиться, поститься, исповедоваться и причащаться регулярно.
Люди в массе своей замыкаются на этой, телесной жизни с заботой о материальном, о чувственном удовлетворении своих потребностей. Таким образом правильное миропонимание и мироощущение притуплено и люди оказываются способными на разного рода ошибки, в том числе на кремацию. А надо бы избегать этого! Надо заранее откладывать средства на смерть, заготовить одежду и обувь на погребение, составить завещание. При том, что это завещание может быть не только распоряжением о материальном наследовании, а распоряжением относительно моральной стороны жизни потомков, как Ваше последнее наставительное слово. И, знаете, никто – ни один человек – не знает день своей кончины, следовательно, быть готовым к смерти надо быть всегда, хоть даже и в сию секунду. Так нас наставляют преподобные и богоносные отцы наши!

С пастырской любовью о Вас, протоиерей Святослав, настоятель Свято-Троицкой церкви.