Глава Томской Митрополии совершил Божественную Литургию в день престольного праздника старинного томского храма.

23 февраля, в день памяти священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Ростислав, Митрополит Томский и Асиновский, совершил Божественную Литургию в одном из приделов Свято-Троицкого храма г. Томска, посвященном памяти святого древней Церкви.

Главе Томской Митрополии сослужили настоятель Свято-Троицкого и Петропавловского храмов г. Томска протоиерей Андрей Туров, настоятель Воскресенской церкви г. Томска, заведующий канцелярией Томской епархии, иерей Дионисий Мелентьев, все штатные клирики Свято-Троицкой церкви. Диаконский чин за архиерейским богослужением возглавлял диакон Роман Чиорня. Песнопения исполнялись женским составом хора под управлением Анастасии Атамановой.

Праздник одного из приделов старинного томского храма собрал множество богомольцев-томичей, а также паломников из соседних регионов, пожелавших почтить память этого дивного святого. Большое количество молившихся за праздничным богослужением приступили к причастию Святых Христовых Тайн. Каждый, кто переступил порог храма, смог приложиться к иконописному образу священномученика Харалампия с частицей его цельбоносных мощей.

По завершении Божественной Литургии митрополит Ростислав совершил Молебное пение с чтением канона священномученику Харалампию и освятил семена растений, агропромышленных и садовых культур, которые прихожане храма по традиции принесли в этот день к алтарю храма.

Преподавая свое архипастырское благословение всем, кто разделил радость престольного торжества, владыка Ростислав обратился со словом назидания:

Поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с престольным праздником старинного Троицкого храма – памятью Святого священномученика Харалампия.

Каждый раз, когда наступает день памяти этого святого, в душе появляется какое-то особое чувство, которое заставляет нас более ревностно относиться к вопросам духовной жизни. Как часто человеку свойственно самооправдание, когда мы с вами откладываем дело спасения своей души, откладываем заняться вплотную своей собственной духовной жизнью, ссылаясь на всякие внешние обстоятельства. Кто-то говорит: «Я еще молод! И у меня еще все впереди, и я успею еще заняться своей духовной жизнью. Вот выйду на пенсию – буду ходить в церковь, буду регулярно исповедоваться, причащаться, а сейчас мне пока не до этого». Те, которые занимаются трудовой деятельностью, — ссылаются на свою крайнюю занятость на работе, и тоже все никак не доходят руки до того, чтобы вплотную заняться своей собственной жизнью духовной. И вот человек достигает преклонных лет, выходит на пенсию, — но появляются внуки, появляются домашние заботы и дела; у кого-то появляется дачка, грядки, — и снова некогда, и снова не доходят руки до того, чтобы жить духовной жизнью. Так проходит жизнь. И многие, достигнув преклонных лет, так и не начинают заниматься своей духовной жизнью, потому что не появилось у них такой привычки, такого обычая… Если они на протяжении 60-70 лет по воскресеньям не в церковь ходили, а дома отдыхали в кроватях, — то трудно перестроиться в 60 или в 70 лет и начать ревностно ходить в храм Божий. А потом начинаются старческие немощи, болезни, и сколько людей говорят, что не могут дойти до храма, потому что уже старые. И так человек оправдывает себя всю жизнь, но так и не удосуживается начать самое главное дело своей жизни – приготовление себя к Вечности.

Вот обличением нам в этом, — о том, для человека не может быть никаких преград, и даже преклонные годы не являются препятствием в благоугождении Богу, является память священномученика Харалампия. Ведь тогда, когда он принял муки, священномученику Харалампию было уже более ста лет. Представьте себе старца, убеленного сединами, достигшего такого возраста! В наше время мы иногда видим людей, доживших до 90, до 100 лет. И когда мы видим таких людей, мы стараемся их оберегать, стараемся их лишний раз не толкнуть, потому что понимаем, что у человека уже сил немного, и малейшее неловкое движение может таким людям нанести ущерб. А вот священномученик Харалампий, когда ему уже было более ста лет, был привлечен к ответу за то, что он – христианин. За то, что он не только сам верует во Христа, но и неустанно проповедует имя Божие всем окружающим его людям. И у него был выбор – либо отречься от Христа и спокойно закончить свои дни в мягкой уютной кровати, либо быть подвергнутым жестоким мучениям – причем таким, вынести которые не под силу даже молодому человеку. Как бы человеческая логика здесь своя. И многие лукавые люди, наверное, советовали бы Харалампию: принеси жертву языческому богу, а завтра покаешься, и все будет нормально!…» Но священномученик Харалампий, преданный Христу до конца, даже до смерти , — отказался стать Иудой, изменить Христу.

Те, кто читал житие священномученика Харалампия, наверняка приходил в ужас и изумление от тех мучений, которые он претерпел ради Господа. Причем эти мучения описаны на основании мученических актов – сохранившихся древних документов, рассказывающих о страданиях первых христианских мучеников. И вот когда святой Харалампий претерпел эти ужасные мучения, мучитель приговаривает его к усечению мечом.

В последний раз святой Харалампий молится Господу здесь, на земле, и Сам Господь приходит для того, чтобы принять в Свои пречистые руки душу пострадавшего за Него Харалампия. Но прежде, чем это произошло, Господь говорит ему: «Харалампий! Ты такие страдания претерпел за Имя Моё! И теперь о чем будет вознесена твоя молитва, — ради этих страданий я все исполню!» Харалампий сказал ему: «Господи! Там, где будут положены мои мощи, и там, где будет свершаться моя память, — благослови, Господи, то место и тех людей, и благослови, Господи, их и земными, и небесными Своими дарованиями!» И Господь обещал Харалампию, что непременно исполнит его молитву.

Кто знает этот эпизод из жизни Харалампия, особенно в честь праздника памяти священномученика, знает, что если мы придем в этот день сюда, в храм, посвященный священномученику Харалампию, если мы почтим его память – значит эта молитва, которую возносил в 202 году: «Господи! Изъяви особую милость на тех, кто будет творить мою память!» — она касается и нас, раз мы сегодня не остались дома, раз мы не оказались погруженными в житейские заботы, а собрались здесь, в храме, значит, Господь, обещавший особые милости всем, чтущим его память, — это обещание Господа касается и каждого из нас. Какое может быть для человека большее счастье? Тем более что мы не просто собрались в день памяти священномученика Харалампия почтить его. Мы собрались перед древней его иконой, которая в храме среди нас пребывает. В этой иконе в капсуле находятся и мощи Харалампия.

Я желаю вам, дорогие братья и сестры, чтобы молитвы святого священномученика Харалампия всегда укрепляли и сопровождали нас в этой жизни. Ну а нам нужно не только радоваться о том, что в нашем городе есть такой храм — священномученика Харалампия, что в нашем городе есть часть его святых мощей, — но счастливы мы здесь тем, что имеем возможность, опираясь на житие священномученика Харалампия, самим подражать ему. В чем подражать? Сейчас на христиан нет гонений, и никто нас не подвергнет таким ужасным мучениям, каким подвергнут был Харалампий. Но посмотрите – он, не смотря ни на свой возраст, ни на тяжелые обстоятельства, всегда старался быть верным христианином. Нужно и нам, братья и сестры, невзирая на обстоятельства, сохранять верность Христу всегда и во всем: и в малом, и в великом, — ибо Христос сказал, что верный в малом будет верен и в великом, а кто в малом неверен, тот неверен и в великом.

В чем же мы можем быть верны Господу? Что это за малое, в котором мы ему верны? Мы должны быть верны ему в исполнении Его заповедей. Причем не только тогда, когда ничто не препятствует нам исполнить эти заповеди, но и тогда, когда исполнить их казалось бы крайне и крайне тяжело. И бывает так что… скажем, Великий Пост приближается. В этом году восьмое марта находится вне Поста. Как часто это праздник – светский, нецерковный, — приходится на дни Великого Поста. И как много людей идут в церковь с вопросом: «Батюшка! А как быть? У нас на предприятии корпоратив. Всех женщин поздравляют, будут чествовать. А там мясо, там колбаса…» Человек становится перед выбором: сохранить ли веру Христу и Его Церкви, — но тогда он подвергнется какой-то обструкции, каким-то, может быть, поношениям, непониманию или ропоту со стороны сослуживцев. Либо пойти на поводу у безбожников и отдать предпочтение не Господу, а этому празднику, этому мясу… Казалось бы, здесь не мучают, не бросают на раскаленные уголья, но человек стоит перед выбором – как быть? Легко бывает в день Прощеного воскресенья подойти одному человеку к другому и сказать: «Прости меня ради Христа!», — в том случае, если эти люди никогда не ссорились, если эти люди не обижаются друг на друга, и все у них в порядке. Что бы тогда не сказать : «Прости меня ради Христа!» — знаешь, что в ответ будет улыбка, «Бог тебя простит!»… А как трудно бывает подойти к тому человеку, с которым вы действительно в ссоре. Когда действительно, либо вы обидели, либо вас обидели. Обидели глубоко, смертельно. И вот мы, бывает, попросим у всех прощенья, но правдами или неправдами обойдем того человека, у которого действительно нужно было испросить прощения. И так бывает в других обстоятельствах жизни – можно разные примеры приводить. Когда мы должны быть Христу верными – не только когда все благоприятствует нашей верности, но и когда обстоятельства препятствуют этому.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем только радоваться, что у нас в Томске есть такой храм, есть такой святой, и его святые мощи среди нас. И да будем, взирая на его житие, стараться всегда и во всем быть верными Христу его учениками – христианами. Христианами не только по имени, но и по жизни. Аминь.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ХАРАЛАМПИЙ, ЕПИСКОП МАГНЕЗИЙСКИЙ, МУЧЕНИКИ ПОРФИРИЙ И ВАПТОС И ТРИ ЖЕНЫ МУЧЕНИЦЫ

Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский, мученики Порфирий и Ваптос и три жены мученицы пострадали в 202 году.

Святой Харалампий, епископ фессалийского города Магнезии (северо-восточная область Греции), успешно распространял веру во Христа Спасителя. Весть о его проповеди дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по распоряжению которого святой был схвачен и приведен на суд, где твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву идолам. Несмотря на преклонный возраст епископа (ему было уже 113 лет), его подвергли чудовищным истязаниям: терзали тело железными крючьями, пока не содрали всю кожу с головы до ног. Святой при этом обращался к мучителям: «Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!»

Видя терпение старца и полное его незлобие, два воина — Порфирий и Ваптос открыто исповедали Христа, за что тотчас же были усечены мечом. Присутствовавшие при страданиях епископа Харалампия три женщины также стали прославлять Христа и немедленно были замучены.

Разгневанный Лукий сам схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него, как отсеченные мечом, отнялись руки. Пришедший к месту казни правитель плюнул в лицо святого, и тотчас голова его оказалась повернутой назад. Тогда Лукий стал умолять святого о пощаде, и по его молитве оба мучителя тут же получили исцеление. При этом множество свидетелей уверовали во Христа. Среди них был и Лукий, который припал к ногам святого старца, прося прощения.

Лукиан донес о случившемся императору Септимию Северу (193 — 211), находившемуся в это время в Антиохии Писидийской (западная часть Малой Азии), и тот распорядился привести святого Харалампия к себе, что было исполнено с невиданной жестокостью: священномученика влачили, привязав веревку к бороде.

Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, и он остался невредим. Кроме того, по его молитве стали

совершаться чудеса: воскрес умерший юноша, исцелился бесноватый, мучимый бесом 35 лет, так что народ во множестве стал исповедовать Христа Спасителя. Во Христа уверовала даже дочь императора Галина, дважды сокрушившая идолов в языческом храме. По приказу императора святителя били камнями по устам, хотели поджечь бороду, из которой вышло пламя, опалившее мучителей. Полные злобы, Септимий Север и его вельможа Крисп воздвигли хулу на Господа, глумливо призывая Его сойти на землю, похваляясь своей силой и властью. Во гневе Господь поколебал землю, великий страх напал на всех, оба же нечестивца повисли в воздухе, связанные невидимыми узами, и лишь по молитве святителя были возвращены вниз. Устрашенный император поколебался было в своем нечестии, но вскоре опять впал в заблуждение и приказал мучить святого, наконец, осудил его на усечение мечом. Во время своей последней молитвы святой удостоился видеть Самого Спасителя и просил Его даровать тому месту, где будут почивать его мощи, мир, плодородие, а людям — прощение грехов и спасение. Господь обещал исполнить прошение и восшел на небеса, унося с Собой душу священномученика Харалампия, который принял, по милости Божией, мирную кончину до казни. Дочь императора — блаженная Галина погребла тело мученика с великой честью.

(220)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *